Наверх
Войти на сайт
Регистрация на сайте
Зарегистрироваться
На сайте недоступна
регистрация через Google

В пожилом возрасте тоже делают "это"...

...И это - здорово!

Просто об этом не очень принято говорить (но почитать-то - можно).

Деликатно - об интимной жизни в возрасте золотой осени.

Яндекс.Метрика

Дымка, 48 - 10 июля 2008 09:01

Все
Хмурый день, хмурые мысли. О ценности человеческой жизни и праве на выбор. Твой и не только. Понимаем ли мы, бросая фразы типа "А чтоб ты ...", "Да я б её/его..", что берем на себя слишком много? И не дай Бог когда-нибудь оказаться в ситуации, когда от твоего выбора будет зависеть чья-то РЕАЛЬНАЯ жизнь..

Страшно то, что хрупкость всего живого начинаешь понимать не сразу. Ты играешь с жизнью в прятки, кидаешься в авантюры, веришь в удачу и считаешь, что она (удача) всегда будет у тебя за плечом. Сложно научиться различать полутона. Но учиться этому нужно. И учить, по мере возможности. ВО всяком случае, прижать к стенке и заставить включить голову, чтобы понимать, что любой твой поступок - развилка, выбор, и ты всегда будешь отвечать за содеянное. Здесь, ТАМ, перед самим собой.

Так вот - о молодежи. Все, наверное, помнят, о таком замечательном предмете школьной программы, как "Этика и психология семейной жизни". У нас это было бездарно потраченное время с робкими попытками педагога донести "великое, мудрое, вечное". КОгда я сама оказалась в роли учителя, то предложила своим ребятишкам (10 классы) потратить это время на себя. Узнать о себе больше, научиться решать спорные вопросы бесконфликтно, то есть - позаниматься практической психологией. Благо - и знаний, и опыта хватало, а для них в этом возрасте все это было таким таинственно-значительным :) Философы, знающие все и вся, категоричные в суждениях, и считающие, что могут все...

Несколько раз, в разных контекстах, мы выходили на вопрос: а можно ли оценить человеческую жизнь? имеем ли мы право принимать решение - жить или нет человеку??? И вобще: ценность - это нечто материальное или ...?? Тогда как раз начались первые громкие разбирательства о взыскании возмещения после катастроф, мои школьники бурлили, обсуждали суммы, активно считали, на сколько и на ЧТо конкретно этого хватит.. И искренне не понимали: а что здесь такого? Ну да, жизнь, ну да, оценили... И тогда я приняла решение предложить им небольшую игру. Сейчас бы я этого не сделала, потому что... Не в таком возрасте. Рано. Почему рискнула тогда - сейчас сложно объяснить..

Играем? Играем. Оки, мы все - экипаж подводной лодки. "Искатель" :) Кто будет капитаном (бурный спор)? Коком? навигатором (практически единогласно)? Любимой женщиной навигатора (ну, так и думала - самая красивая девушка)? Мы погрузились на глубину Х, цель путешествия - остров капитана Немо. И вдруг.. Происходит сбой. Лодка тонет. Запаса воздуха хватит на 20 минут.

Ситуация. На борту 25 человек. Спасательных жилетов только 22. Необходимо: решить, кто будет спасен. Кто останется на корабле и.. погибнет. Организовать эвакуацию. Да: у капитана есть револьвер. Все получают "метки": 22 белые, дающие жизнь. И 3 черные. Время пошло. Я - просто наблюдатель, вы - экипаж. Принимайте решение.

Сначала был смех, подмигивание и переглядывания. На раздачу меток ушло не больше 3-минут (Елен Владимировна, давайте! время идет! хотим в открытое море!) Ну хорошо. Строимся. Каждый из вас берет метки и отдает их, глядя в глаза каждому и произнося условную фразу: "Я дарю тебе жизнь" или "Я решил, что ты получишь черную метку". И вот здесь они притихли.. Первые прошли "сквозь строй" с шутками, с 3-4 человека начался тихий гул, потому - тишина. 10 человечек сказал - можно просто молча отдавать? Хорошо, молча. Метки розданы. Гнетущая тишина. Метки получили 7 человек. А теперь капитан из них должен выбрать 3. Дикое сопротивление. Но ты же капитан? Капитаном был очень сильный парень: всеобщий любимец, спортсмен. И он выбрал 2-х. Решив, что 3-м будет он сам.

Я смотрела на них со стороны и понимала, что игра стала слишком серьезной.. Испуганные глаза. Особенно тех, кто получил "черные метки". Как-то быстро сдулись те, кого считали лидерами. Удивительную силу проявили тихие "ботаники".. Вот один: маленький, забитый, умненький парень, предмет постоянных насмешек со стороны прекрасной половины.. Только он догадался, что первыми с корабля должны уйти девушки. Что им нужно помочь: подсадить, принять "за бортом" (использовали несколько парт). И поняла: растет настоящий мужчина. Для кого-то он станет самым близким и надежным.. А вот та красотка, по которой сохнет пол класса, ведет себя безобразно: вопит, оттталкивает всех, требует к себе особого внимания.. Ну вот ОНО - чье-то "счастье"..

Они успели. Расселись по своим местам - притихшие и подавленные. Не смотрели друг на друга. 10 минут все просто молчали. Но это было не все. А теперь, ребятки, вернемся к вашим "черным меткам". Кому вы их дали? Просто и страшно: кто-то самому нелюбимому человеку в классе, кто-то - самому некрасивому. А 7 человек - тому самому капитану, всеобщему любимцу... Аргументы: потому что он и так уже все имеет. А А она некрасивая, её никто не полюбит. А этот - дурак... Все. Слова закончились.

А теперь, мои дорогие, послушайте меня. Он красив и у него все получается - потому достоин смерти? Она не нравится именно тебе - и потому ты лишаешь её право на то, чтобы стать любимой, стать мамой?? Ты не общаешься с ним - и потому он не сможет заинтересовать никого? То есть - это веские причины сознательно оставить человека на смерть? Тишина. Молчание. Все, стоп. Подумайте. Мы обсудим это завтра.

Они долго это обдумывали.. Мы возвращались к этому разговору много раз: и формально, и тет-а-тет. Они посмотрели друг на друга другими глазами.. Этот класс очень изменился за следующий месяц: они сплотились и считались потом самым дружным классом в школе.

Но, если честно, я очень боялась.. Я столько раз "выпорола" себя за эту игру! И больше никогда и нигде её не проводила. Страшно, потому что... Но мозги вправляет.
Добавить комментарий Комментарии: 0

ПРИТЧА НА СЕГОДНЯ

RSS Feed Widget

СТИЛЬ ЖИЗНИ

RSS Feed Widget

ЭТО ИНТЕРЕСНО

RSS Feed Widget
Мы используем файлы cookies для улучшения навигации пользователей и сбора сведений о посещаемости сайта. Работая с этим сайтом, вы даете согласие на использование cookies.